май
июнь
июль
КАЛЕНДАРЬ для начинающих тюменских журналистов
Если уж и бегать по замкнутому кругу,
то по определенным правилам
Каждый,
кто проработал в газете больше 3-4 лет, наверное, понял, что работа журналиста –
это бег по кругу. Проходят годы, а мы наматываем круги, пишем на одни и те же
повторяющиеся сиюминутные темы, крутимся – как белки в колесе. И знаете,
поначалу кажется, что все это безумно интересно. Но лишь до той поры, пока
однажды не прочитаешь свои материалы, написанные год-два назад, и не поймешь,
что когда-то это уже было (эффект дежа вю). Скучно, братцы!..
Но если уж и бегать по замкнутому кругу, то по определенным
правилам. Правила эти крайне просты – не упускать информационные поводы и не
надоедать редакторам глупыми вопросами типа «Э-э-э, на какую тему вы мне
посоветуете написать?» Зачем думать? Прыгать надо! А точнее - писать, писать и
писать (ударение на втором слоге)! Если этот календарь постоянно будет перед
пылкими взорами юных головастиков пера, высасывать тему из пальца не придется
никогда. Ведь тем для творчества – выше крыши, и их подбрасывает сама жизнь.
Июнь – тушение лесных пожаров. В это время можно смело
начинать писать о борьбе с лесными пожарами, которую ведет департамент ГО и ЧС
области. В это время вы должны взывать к самосознанию граждан призывать их
воздержаться от посещения лесов и – упаси, боже! – от разведения костров.
Возможные заголовки: «Лес: запретная зона?», «Непотушенная сигарета – источник
беды», «Спички людям не игрушки». 1 июня – День защиты детей. Напишите про деток
трогательную заметку с заголовком «Детство – это маленькая жизнь». Прокатит!..
Другая тема – паразиты: клещи, комары и - внимание, тюменские эксклюзив! -
мошки. Подойдут обзоры средств защиты и нехитрые заметки об особенностях
поведения этих кровососущих. Июнь – месяц начала садово-огородных работ, поэтому
особенно ценны будут советы дачникам, данные вами, человеком, абсолютно далеким
от всего этого. Но может, они прислушаются именно к вам – кому-то ведь верить
надо?
Июль – начинается мертвый сезон. В это время придется
вспомнить, что у вас есть мозг. Можно написать обзор о местах купания для
тюменцев. Пригодятся и советы путешественнику – на август ведь у многих
запланирован отпуск. Поделитесь с читателями рассказами о странах, где вы
побывали (или не побывали). В зависимости от погоды можно будет написать о том,
как спасаться от жары, ну или от холода.
Август – пора отпусков. Нужно писать о трудностях
покупки железнодорожных билетов, о тяготах пути в поездах РЖД (московское
начальство далеко, поэтому все стерпит – в отличие от местных деятелей). В
качестве страшилки подойдет тема об утопленниках: здесь вам понадобится
статистика, сколько людей по пьяной лавочке утонуло в водоемах Тюмени.
Посокрушайтесь: и почему это пьяным море по колено? Но только не переборщите!
Сентябрь – начало учебного года. Варианты заголовков:
«Дети, в школу собирайтесь!», «Дорогой знаний», «О тех, кто сеет разумное,
доброе, вечное». Хороши статьи о том, сколько денег нужно потратить родителям на
подготовку своего ребенка к новому учебному году, так что доставайте калькулятор
и считайте.
Октябрь – подготовка к отопительному сезону.
Придумайте как можно более глубокомысленные заголовки типа «Отопительному сезону
– быть» или «В квартирах тюменцев будет тепло». Сойдут за милую душу! В этом
месяце чиновники подводят итоги дорожно-строительных работ, поэтому не забудьте
написать, сколько километров дорог построено в Тюменской области. Ай да молодцы!
Да не дорожные строители, а чиновники. Потому что выделили на это деньги.
Ноябрь – годовщина революции. Самое время порассуждать
о том, нужен ли такой праздник российскому народу или лучше о нем поскорее
забыть. Провести опрос горожан, чтобы с удивлением узнать, что они относятся ко
дню 7 ноября по-разному, а о демонстрациях так некоторые до сих пор вспоминают с
большой тоской.
Декабрь – подготовка к празднованию Нового года:
установка елок, строительство ледяных городков. С самого начала декабря
начинайте методично писать о подготовке к двухнедельным празднествам первой
половины января. Хороший повод – объявленный мэром города конкурс для
предприятий на лучшее украшение здания или прилегающей к нему территории.
Заголовки: «Елочка, зажгись!», «В новый год с новыми мечтами».
Январь – приход в себя после празднования Нового года.
Идеально подходят для раскрытия этой темы всех тем статьи про постпохмельные
средства – как народные, так и медицинские. Впрочем, эти статьи держите под
рукой и на другие затяжные праздники, например, на начало мая. К концу месяца
стоит написать про травмы на ледяных горках – после этого горки непременно
снесут, как было уже не раз. Экстремалам следует описать свой опыт погружения в
купель на Крещение. Все будут читать ваш душераздирающий рассказ, сидя в теплых
квартирках, и ахать.
Февраль – эпидемия гриппа. Хороши статьи на тему
профилактики ОРЗ, обзоры лечебных средств, советы врачей и народных целителей.
Если не будете знать, о чем писать, вспомните про 23 февраля и напишите серию
статей про доблестных защитников отечества – они выйдут у вас особенно
искренними, если сами вы в армии не служили.
Март – борьба с сосульками. Заголовки: «Осторожно:
сосульки!», «SOSульки». Нужно немного попричитать и
написать про бездействие жилищно-коммунальных служб – причем, так хитро, чтобы
они на вас не обиделись, а читатели, взглянув на вашу заметку, воскликнули: «Ух
ты, какой правдоруб, ё-моё!». Другая тема - 8 Марта. О чем писать, надеюсь,
знаете сами. О любви к женщинам. И побольше сюсюканья, а то дамы не поверят в
искренность ваших чувств.
Апрель – ЧП с тонущими рыбаками. Возможные заголовки:
«Рыбак ушел под лед», «Подледный клев», «Рыбак чебака видит издалека». Для
устрашения можно привести несколько трагических случаев. Другая повторяющаяся
тема – наводнения. Стихийные бедствия – они на то и стихийные, что готовиться к
ним нужно загодя. Не забудьте и про самую главную тему месяца – про подготовку к
началу посевной компании. Воздайте хвалу АПК области и лично товарищу
губернатору. Подходящие заголовки: «Время сеять», «Возрождение села» и т.д. 22
апреля вспомните про коммунистический субботник: «Горожане, засучите рукава!»
Заранее подготовьтесь также к другой теме – празднованию Пасхи, ведь православие
в России – почти государственная религия (а помните про былое «государство в
государстве»?).
Май – начало посевной компании. Подойдут одни и те же
заголовки из заранее собранной вами коллекции, типа «Расти, росток, расти!» или
«Колос, пробивайся!». Лишь бы от них побольше веяло оптимизмом и надеждами на
большой будущий урожай. Только не забудьте упомянуть, что посевная компания не
началась бы столь успешно, если бы не помощь в организации работ от департамента
АПК Тюменской области. 1 мая – день солидарности трудящихся, так что напишите к
этой дате статью об истории этого праздника в России. Можно также вспомнить о
ветеранах в связи с годовщиной со дня победы и пустить скупую мужскую слезу, но
лишь только закончится праздник – тут же забыть ровно на один год. В конце
месяца не забудьте написать заметку про последний звонок под названием «Школьный
вальс» и задать риторический вопрос «По ком звенит звонок?» (ваш коллега
Хемингуэй отдыхает!). В этом месяце пробуждаются от спячки строители и начинают
дорожные работы – обязательно напишите и про них, «косолапых».
Есть и вневременные темы. Подавать их рекомендуется в стиле
социализма времен застоя (Пламенный привет Леониду Ильичу от Сергея
Семеновича!). Если вы откройте современные местные газеты, то увидите, что
традиции советской прессы живы: «Преображается земля тюменская», «Главное –
забота о людях», «Вперед, к новым трудовым свершениям!», «За новыми технологиями
– наше будущее». Самое интересное, что ревнители старых традиций до сих пор
преподают в университетах и воспитывают себе на смену молодых журналистов.
Именно они делают погоду и задают тон. Так что забудьте про живой язык и учитесь
использовать наработанные годами штампы. Удобство такого профессионализма
заключается в том, что через пару-тройку лет можно будет ни о чем не думать,
знай успевай в нужное время шлепать на злобу дня свои нетленные шедевры, да не
забывай подходить к кассе за гонораром.
И запомните: на какую бы тему вы не писали, не забывайте
упоминать имя действующего (или бездействующего – по причине болезни, например)
начальника, благодарите его за активную работу и за участие в решении всех
проблем. Впрочем, какие проблемы? Такие слова учитесь не употреблять – это
напрягает политиков. Ваши сомнения здесь никому не нужны: чем благодушнее будет
ваше творчество, тем лучше вас примет цех журналистов. В цехе любят послушных и
предсказуемых членов «единого информационного пространства».
Если будете следовать этим инструкциям, очнетесь вы лет эдак
через 20-25, и с удивлением обнаружите себя почетным членом Союза журналистов
России и руководителем департамента информационной политики администрации
Тюменской области. Творческая жизнь, считайте, удалась – ровно как и
материальная…
Сергей КУЗНЕЦОВ
Вернуться на главную страницу |