Логотип "Тюменские хроники"

май        июнь       июль

 Если этот календарь постоянно будет перед пылкими взорами юных головастиков пера, высасывать тему из пальца не придется никогда

КАЛЕНДАРЬ для начинающих тюменских журналистов

Если уж и бегать по замкнутому кругу, то по определенным правилам

Каждый, кто проработал в газете больше 3-4 лет, наверное, понял, что работа журналиста – это бег по кругу. Проходят годы, а мы наматываем круги, пишем на одни и те же повторяющиеся сиюминутные темы, крутимся – как белки в колесе. И знаете, поначалу кажется, что все это безумно интересно. Но лишь до той поры, пока однажды не прочитаешь свои материалы, написанные год-два назад, и не поймешь, что когда-то это уже было (эффект дежа вю). Скучно, братцы!..

Но если уж и бегать по замкнутому кругу, то по определенным правилам. Правила эти крайне просты – не упускать информационные поводы и не надоедать редакторам глупыми вопросами типа «Э-э-э, на какую тему вы мне посоветуете написать?» Зачем думать? Прыгать надо! А точнее - писать, писать и писать (ударение на втором слоге)! Если этот календарь постоянно будет перед пылкими взорами юных головастиков пера, высасывать тему из пальца не придется никогда. Ведь тем для творчества – выше крыши, и их подбрасывает сама жизнь.

Июнь – тушение лесных пожаров. В это время можно смело начинать писать о борьбе с лесными пожарами, которую ведет департамент ГО и ЧС области. В это время вы должны взывать к самосознанию граждан призывать их воздержаться от посещения лесов и – упаси, боже! – от разведения костров. Возможные заголовки: «Лес: запретная зона?», «Непотушенная сигарета – источник беды», «Спички людям не игрушки». 1 июня – День защиты детей. Напишите про деток трогательную заметку с заголовком «Детство – это маленькая жизнь». Прокатит!.. Другая тема – паразиты: клещи, комары и -  внимание, тюменские эксклюзив! - мошки. Подойдут обзоры средств защиты и нехитрые заметки об особенностях поведения этих кровососущих. Июнь – месяц начала садово-огородных работ, поэтому особенно ценны будут советы дачникам, данные вами, человеком, абсолютно далеким от всего этого. Но может, они прислушаются именно к вам – кому-то ведь верить надо?

Июль – начинается мертвый сезон. В это время придется вспомнить, что у вас есть мозг. Можно написать обзор о местах купания для тюменцев. Пригодятся и советы путешественнику – на август ведь у многих запланирован отпуск.  Поделитесь с читателями рассказами о странах, где вы побывали (или не побывали).  В зависимости от погоды можно будет написать о том, как спасаться от жары, ну или от холода.

Август – пора отпусков. Нужно писать о трудностях покупки железнодорожных билетов, о тяготах пути в поездах РЖД (московское начальство далеко, поэтому все стерпит – в отличие от местных деятелей).  В качестве страшилки подойдет тема об утопленниках: здесь вам понадобится статистика, сколько людей по пьяной лавочке утонуло в водоемах Тюмени. Посокрушайтесь: и почему это пьяным море по колено? Но только не переборщите!

Сентябрь – начало учебного года. Варианты заголовков: «Дети, в школу собирайтесь!», «Дорогой знаний», «О тех, кто сеет разумное, доброе, вечное». Хороши статьи о том, сколько денег нужно потратить родителям на подготовку своего ребенка к новому учебному году, так что доставайте калькулятор и считайте.

Октябрь – подготовка к отопительному сезону. Придумайте как можно более глубокомысленные заголовки типа «Отопительному сезону – быть» или «В квартирах тюменцев будет тепло». Сойдут за милую душу! В этом месяце чиновники подводят итоги  дорожно-строительных работ, поэтому не забудьте написать, сколько километров дорог построено в Тюменской области. Ай да молодцы! Да не дорожные строители, а чиновники. Потому что выделили на это деньги.

Ноябрь – годовщина революции. Самое время порассуждать о том, нужен ли такой праздник российскому народу или лучше о нем поскорее забыть. Провести опрос горожан, чтобы с удивлением узнать, что они относятся ко дню 7 ноября по-разному, а о демонстрациях так некоторые до сих пор вспоминают с большой тоской.

Декабрь – подготовка к празднованию Нового года: установка елок, строительство ледяных городков. С самого начала декабря начинайте методично писать о подготовке к двухнедельным празднествам первой половины января. Хороший повод – объявленный мэром города конкурс для предприятий на лучшее украшение здания или прилегающей к нему территории. Заголовки: «Елочка, зажгись!», «В новый год с новыми мечтами».

Январь – приход в себя после празднования Нового года. Идеально подходят для раскрытия этой темы всех тем статьи про постпохмельные средства – как народные, так и медицинские. Впрочем, эти статьи держите под рукой и на другие затяжные праздники, например, на начало мая. К концу месяца стоит написать про травмы на ледяных горках – после этого горки непременно снесут, как было уже не раз. Экстремалам следует описать свой опыт погружения в купель на Крещение. Все будут читать ваш душераздирающий рассказ, сидя в теплых квартирках, и ахать.

Февраль – эпидемия гриппа. Хороши статьи на тему профилактики ОРЗ, обзоры лечебных средств, советы врачей и народных целителей. Если не будете знать, о чем писать, вспомните про 23 февраля и напишите серию статей про доблестных защитников отечества – они выйдут у вас особенно искренними, если сами вы в армии не служили.

Март – борьба с сосульками. Заголовки: «Осторожно: сосульки!», «SOSульки». Нужно немного попричитать и написать про бездействие жилищно-коммунальных служб – причем, так хитро, чтобы они на вас не обиделись, а читатели, взглянув на вашу заметку, воскликнули: «Ух ты, какой правдоруб, ё-моё!». Другая тема - 8 Марта. О чем писать, надеюсь, знаете сами. О любви к женщинам. И побольше сюсюканья, а то дамы не поверят в искренность ваших чувств.

Апрель – ЧП с тонущими рыбаками. Возможные заголовки: «Рыбак ушел под лед», «Подледный клев», «Рыбак чебака видит издалека». Для устрашения можно привести несколько трагических случаев. Другая повторяющаяся тема – наводнения. Стихийные бедствия – они на то и стихийные, что готовиться к ним нужно загодя. Не забудьте и про самую главную тему месяца – про подготовку к началу посевной компании. Воздайте хвалу АПК области и лично товарищу губернатору. Подходящие заголовки: «Время сеять», «Возрождение села» и т.д. 22 апреля вспомните про коммунистический субботник: «Горожане, засучите рукава!» Заранее подготовьтесь также к другой теме – празднованию Пасхи, ведь православие в России – почти государственная религия (а помните про былое «государство в государстве»?).

Май – начало посевной компании. Подойдут одни и те же заголовки из заранее собранной вами коллекции, типа «Расти, росток, расти!» или «Колос, пробивайся!». Лишь бы от них побольше веяло оптимизмом и надеждами на большой будущий урожай. Только не забудьте упомянуть, что посевная компания не началась бы столь успешно, если бы не помощь в организации работ от департамента АПК  Тюменской области. 1 мая – день солидарности трудящихся, так что напишите к этой дате статью об истории этого праздника в России. Можно также вспомнить о ветеранах в связи с годовщиной со дня победы и пустить скупую мужскую слезу, но лишь только закончится праздник – тут же забыть ровно на один год. В конце месяца не забудьте написать заметку про последний звонок под названием «Школьный вальс» и задать риторический вопрос «По ком звенит звонок?» (ваш коллега Хемингуэй отдыхает!). В этом месяце пробуждаются от спячки строители и начинают дорожные работы – обязательно напишите и про них, «косолапых».

Есть и вневременные темы. Подавать их рекомендуется в стиле социализма времен застоя (Пламенный привет Леониду Ильичу от Сергея Семеновича!). Если вы откройте современные местные газеты, то увидите, что традиции советской прессы живы: «Преображается земля тюменская», «Главное – забота о людях», «Вперед, к новым трудовым свершениям!», «За новыми технологиями – наше будущее». Самое интересное, что ревнители старых традиций до сих пор преподают в университетах и воспитывают себе на смену молодых журналистов. Именно они делают погоду и задают тон. Так что забудьте про живой язык и учитесь использовать наработанные годами штампы. Удобство такого профессионализма заключается в том, что через пару-тройку лет можно будет ни о чем не думать, знай успевай в нужное время шлепать на злобу дня свои нетленные шедевры, да не забывай подходить к кассе за гонораром.

И запомните: на какую бы тему вы не писали, не забывайте упоминать имя действующего (или бездействующего – по причине болезни, например) начальника, благодарите его за активную работу и за участие в решении всех проблем. Впрочем, какие проблемы? Такие слова учитесь не употреблять – это напрягает политиков. Ваши сомнения здесь никому не нужны: чем благодушнее будет ваше творчество, тем лучше вас примет цех журналистов. В цехе любят послушных и предсказуемых членов «единого информационного пространства».

Если будете следовать этим инструкциям, очнетесь вы лет эдак через 20-25, и с удивлением обнаружите себя почетным членом Союза журналистов России и руководителем департамента информационной политики администрации Тюменской области. Творческая жизнь, считайте, удалась – ровно как и материальная…

Сергей КУЗНЕЦОВ

Вернуться на главную страницу


 Замечания и предложения по работе сайта вы можете отправлять по адресу sergsmith@list.ru
 
Hosted by uCoz